Фахверковые дома, как старинной, так и современной постройки, можно видеть во многих странах — в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Чехии и др. Присущее им особое «европейское» очарование не оставляет равнодушными и российских частных застройщиков. Поговорим о характерных чертах фахверковые проекты и о том, какие изменения он претерпел за долгие века своего существования
Вспомним, как всё начиналось…
Сооружения фахверкового типа — жилища и оборонительные стены — строили еще в эпоху Древнего мира в Малой Азии, Египте, Греции, Риме. Однако считается, что фахверковые дома в их типическом для сегодняшнего времени виде появились в средневековой Германии. Причем эта технология позволяла возводить не только одно-двухэтажные сельские, но и многоэтажные (4–5 уровней) городские здания. В основе подобных построек лежит сложный деревянный каркас, состоящий из рядной системы стоек, ригелей, подкосов и распорок. Ячейки между элементами остова (нем. Fach — ячейка, секция; Werk — работа) заполняли смесью глины с соломой, камышом или древесными остатками, «армируя» саман решетками из веток, после чего конопатили щели, штукатурили и белили поверхности. Такие жилища были легкими, требовали использования небольшого количества леса (в сравнении с целиком деревянными домами), а следовательно, обходились недорого. Те, у кого была такая возможность, закладывали проемы в каркасе камнем или кирпичом, что заметно утяжеляло и удорожало конструкцию, придавало постройке статусность, но, однако, не делало ее теплее (теплопроводность легкого самана почти в два раза ниже, чем у кирпича).
Характерной чертой, отличающей Фахверковые дома под ключ проекты от обычных каркасных строений, являлось то, что заполнители закладывали в ячейки заподлицо с наружной плоскостью балок и оштукатуривали так, чтобы скелет здания оставался полностью на виду. Более того, его рисунок обязательно подчеркивали темной, контрастной окраской. Таким образом, каркас становился ярким элементом фасадного декора, и чем сложнее был «узор», тем выше оценивалось мастерство строителей. При этом особо тонкую детализацию «рисунку» придавала система подкосов и распорок, главной функцией которых было обеспечение жесткости и устойчивости здания. (Кстати, структура силовых узлов во многих современных металлических конструкциях — взять хотя бы строительные фермы или опоры ЛЭП — восходят именно к фахверку.) Надо сказать, что та или иная «раскладка» наклонных элементов имела еще и символическое значение. Чаще всего встречалось пересечение укосин в форме буквы «Х», что означало Андреевский крест; в форме буквы «Ж», что называлось «дикий человек» (нем. Wildermann), который мог быть малым, угловым и др., а также условное изображение «Древа жизни».
Украшением фахверковых домов служил не только выделенный цветом рисунок конструктива, их декорировали также резными или гнутыми элементами, розетками, витражами, мозаикой
Самые ранние постройки (X–XII вв.) взводились по методу «длинных столбов». В основном это были крестьянские жилища в один-два этажа, и длины цельных стоек из массива хватало на всю их высоту. Более поздний фахверк в виде городских «многоэтажек» (XV в.) собирали уже по технологии «коротких столбов», при этом каждый следующий уровень немного нависал над предыдущим, благодаря чему дождевая вода не текла сразу по всему фасаду, а падала с этажных выступов прямо на землю, подальше от основания. Дома, построенные как в той, так и в другой технике, настоящие долгожители, и возраст многих из них исчисляется не одной сотней лет. Так, например, в немецком Кведлинбурге есть немало фахверков, возведенных еще в XIV в.; в самом старом из них (1346–1347 гг.), стоящем в переулке Wordgasse, 3, сегодня находится музей фахверковой архитектуры.
Дом в Кведлинбурге на Wordgasse, 3
На разных языках и диалектах
В разных странах фахверк приобретает свою национальную изюминку. Это может выражаться как в архитектурных, так и в чисто художественных нюансах. Своеобразные версии фахверка встречаются даже в разных регионах одной страны. Так, в его родоначальнице Германии выделяют фахверк франконский (Северный Рейн, Вестфалия, Тюрингия), нижнесаксонский, алеманский (южногерманские земли). Если охарактеризовать их в общих чертах, то первому свойственна строгая симметрия, второму — обилие фасадного декора (те самые «пряничные домики»), а третий вобрал в себя элементы готики — остроугольные щипцы, башенки и т. п.
Франконский фахверк
Вариация фахверка по-французски— это не лишенный изящества, «утонченный» коломбаж (colombage) с безригельным каркасом. В Англии, где такой тип построек называли framework, в саман замешивали овечий очёс (для тепла) и, в отличие от традиционного для Германии «квадратного» фахверка, делали дома Г- или П-образными в плане, не выше двух этажей и с неизменным наружным дымоходом.
Коломбаж — французский фахверк
Японский фахверк — сейсмостойкий. Если в Европе столбы каркаса сначала просто втыкали в землю, а позже стали опирать на каменное основание, то в Японии для них в камнях выдалбливали углубление: при подвижках грунта стойки «гуляли» в этих выемках, тем самым предотвращая разрушение постройки. Ячейки в каркасе закрывали бамбуковыми панелями или прессованным растительным волокном.
Японский фахверк
Свои традиции в сооружении каркасных зданий, аналогичных фахверку, существуют в Скандинавии, на Балканах, в Испании, Турции, Иране. Ну, а яркий пример фахверковых конструкций по-американски — это 100-этажный Центр Джона Хенкока в Чикаго (XIX в.), развивший новое на то время направление в европейской частной архитектуре — стеклянный фахверк.
Центр Джона Хенкока в Чикаго
За свою многовековую историю фахверк «взаимодействовал» с разными архитектурными стилями — от готики и барокко до модерна и хай-тека, но система его конструктива всегда оставалась канонической
Что немцу хорошо…
В богатой лесом России, с ее традиционным деревянным домостроением и суровым климатом, фахверк не был востребован. Известно, что в 1714 г. Петр I своим указом предписывал массово строить в Санкт-Петербурге здания по фахверковой технологии — на голландский и немецкий манер. Они обходились дешевле каменных, а кроме того, придавали бы городу европейский вид. Таким образом действительно было возведено несколько административных зданий и жилых домов, аптека, почта. Однако тем дело и ограничилось: судя по всему, технология на берегах Невы не прижилась — либо ее просто как следует не освоили, либо посчитали, что для балтийских зим она малопригодна.
В XVII–XIX в. появлялись отдельные фахверковые постройки в окрестностях Петербурга (в частности, комендантский дом в крепости Петерштадт под Ораниенбаумом), в Екатеринбурге, а в Москве была целая Новоиноземская слобода, выглядевшая, по свидетельству современников, как настоящий немецкий городок. Много немцев-колонистов проживало и в Приазовье, где они строили себе жилье по образцу фахверка из старых железнодорожных шпал, кирпича и шлакобетона. В архивных материалах Историко-краеведческого музея г. Ейска читаем: «С виду колония того времени была похожа на чисто немецкую деревню и вовсе не напоминала русское селение. Все дома фахверковые, крыши покрыты камышовыми матами, дранью или черепицей, окна большие, светлые».
Особую популярность в России фахверк, а точнее, его стилистика приобрела в эпоху модерна. Характерные элементы конструкции, а также их имитация применялись при сооружении усадебных домов, хозяйственных, торговых и производственных построек, летних дач. В их числе особняк Пашкова в подмосковной усадьбе Крёкшино; мастерские при заводе купца Крахта в Бежице; универсальный магазин «Мюра и Мерилиза» на Кузнецком мосту в Москве; дом управляющего Болшевской бумагопрядильной фабрикой в Лапине-Спасском; комплекс зданий в принадлежащей Морозовым усадьбе Льялово и др. К сожалению, большинство из этих объектов уже утрачены. Из ныне существующих (в разной степени сохранности) образцов русского модерна с приметами фахверка можно назвать, к примеру, «Адмиралтейство» и сарай в поместье В. С. Поленова Борок (Тульская обл.), а также Свитский корпус и другие постройки в имении принца Ольденбургского в Ольгине (Воронежская обл.).